Каждый потребитель (товаров и услуг), права которого нарушены, имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих прав.
Существует определенный порядок подачи исковых заявлений о защите прав потребителей, нарушение которого может привести к негативным последствиям для гражданина (истца). Так, чтобы исковое заявление было принято к производству судом, оно должно быть подано с соблюдением подведомственности и подсудности, а также соответствовать требованиям, предъявляемым гражданским процессуальным законодательством. Также существуют процессуальные сроки исковой давности, пропустив которые потребитель рискует не добиться восстановления нарушенного права.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В силу ст. 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст. 18 Закона РФ, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Согласно ст. 29 Закона потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
Таким образом, в случае приобретения потребителем квартиры, в которой впоследствии им будут выявлены строительные недостатки, несоответствующее качество ремонта, из взаимосвязанных положений ст.ст. 19, 29 Закона следует, что указанным законом установлен пятилетний гарантийный срок для предъявления требований, связанных с недостатками, обнаруженными в строении и ином недвижимом имуществе.
До недавнего времени такой позиции придерживались судебные органы при исчислении срока исковой давности в спорах о некачественном ремонте квартир.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 475 Гражданского кодекса РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца, в том числе возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. Если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные ст. 477 Гражданского кодекса РФ.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения (п. 2 ст. 477 Гражданского кодекса РФ).
Резюмируя вышеизложенное, в случае если потребителем приобретена квартира у продавца, не являющегося застройщиком дома, то между сторонами возникают правоотношения, вытекающие из договора купли-продажи недвижимого имущества, которые регулирует гл. 30 Гражданского кодекса РФ и гл. 2 Закона.
В случае если договором купли-продажи квартиры гарантийный срок не установлен, а законом не оговорены специальные сроки, в течение которых покупатель может предъявить требования по качеству приобретённого недвижимого имущества, то в силу п. 2 ст. 477 Гражданского кодекса РФ и абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона покупатель вправе предъявить к продавцу требование в отношении недостатков товара, в том случае если недостатки были обнаружены в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю.
Указанная правовая позиция подтверждена вынесенным Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (дело № 51-КГ22-6-К8).
Главный специалист-эксперт Сорокина Е.Н.