Одним способов защиты и восстановления нарушенных прав потребителей является неустойка.
Неустойка (штраф, пеня) — определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойку также вправе требовать покупатель, расторгающий договор купли-продажи и/или оказания услуг.
Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон) предусмотрены следующие размеры неустойки:
- 0,5% (за просрочку передачи предварительно оплаченного товара),
- 1% (за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара),
- 3% (за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ).
Договором может быть предусмотрен иной размер неустойки, однако он не может быть меньше, предусмотренного законом.
Заявляя требование о взыскании неустойки, необходимо, чтобы было письменное доказательство предъявления того или иного требования продавцу (например, отметка о вручении претензии, запись в книге отзывов и предложений (которую в таком случае необходимо сфотографировать). Это необходимо для того, чтобы знать с какой даты необходимо вести расчет неустойки.
При отказе (уклонении) в удовлетворении законных требований потребителя в добровольном порядке защита нарушенных гражданских прав (включая защиту прав потребителей), в силу положений п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона может быть осуществлена только судом.
Главный специалист-эксперт Сорокина Е.Н.