Причиной коммунальной аварии, в результате которой имуществу собственника жилого помещения будет нанесен ущерб может послужить некачественное предоставление услуг ЖКХ. Наиболее распространенный случай – это затопление квартиры из-за вышедшего из строя оборудования, а эксплуатацию которого отвечает исполнитель (организация, предоставляющая услугу). Возместить ущерб, а также получить компенсацию морального вреда возможно руководствуясь нормами Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1), который регулирует отношения между потребителями и исполнителями услуг.
В данном случае собственнику жилого помещения, которое пострадало, необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу, которая зафиксирует повреждения в специальном акте. Акт должен быть составлен и подписан не позднее 12 часов с момента обращения потребителя, составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй – остается у исполнителя.
В случае, если исполнитель услуг решит возместить ущерб добровольно, стороны могут оформить соглашение, в котором будет определена сумма ущерба, признанная обеими сторонами и обязательство исполнителя услуг компенсировать ущерб добровольно с указанием сроков и способа. Если добровольно такое соглашение не будет достигнуто, потребитель вправе обратиться с иском в суд.
Поскольку на возникшие отношения распространяется действия Закона № 2300-1, у истца есть выбор, куда подавать иск – по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора. В связи с применением законодательства о защите прав потребителей, истец при обращении в суд вправе требовать также компенсации морального вреда (ст. 15 Закона), штрафа в размере 50% от присужденных сумм за отказ удовлетворить требования потребителя добровольно (ст. 13 Закона). Важно знать, что истец освобожден от уплаты гос. пошлины по искам о защите прав потребителей, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей (ст. 333.36 НК РФ).
Вред, причиненный имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги. При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска (п. 151 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Исполнитель освобождается от ответственности за причинение вреда, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил потребления коммунальных услуг.
При этом размер ущерба подтверждается заключением эксперта. Такая экспертиза делается обычно до обращения в суд пострадавшей стороной и доказывает размер ущерба. В частности, экспертиза определяет стоимость восстановительного ремонта и размер ущерба, причиненного имуществу, в том числе мебели и технике. В случае удовлетворения иска в пользу потребителя расходы на такую экспертизу суд взыскивает с ответчика. В суде, если ответчик не оспаривает такое заключение, суд определяет размер ущерба на его основании. Если же ответчик оспаривает размер ущерба и (или) причину его возникновения (т.е. утверждает, что ущерб причинен по вине третьих лиц – например, собственника другой квартиры), то суд по ходатайству одной из сторон назначает судебную экспертизу и выносит решение уже на основании этого заключения. В этом случае расходы на досудебную экспертизу также взыскиваются с ответчика при условии удовлетворения иска.
Главный специалист-эксперт Сорокина Е.Н.