Первый многофункциональный центр предоставления государственных услуг был открыт на территории нашего региона на улице Мира, 1 в Вологде 25 июня 2010 года. Затем в 2015 году он разделился на две организации: МФЦ, который предоставлял услуги жителям города Вологды, и Уполномоченый МФЦ, занимающийся развитием всей сети многофункциональных центров на территории региона, заключением соглашений о взаимодействии, проведением обучения сотрудников и оказанием методологической поддержки.
В настоящее время в области функционирует 31 многофункциональный центр, открыто 285 окон приема и выдачи документов, а также есть 93 территориально обособленных структурных подразделения (ТОСП) с 106 открытыми окнами. Всего в сети МФЦ региона работает 567 человек.
«В наших подразделениях организованы сектора пользовательского сопровождения (СПС). Здесь находятся полноценные рабочие места, для оформления услуг в электронном виде с помощью портала государственных услуг, - рассказала директор Уполномоченного МФЦ Ирина Бусарина. - Если человеку нужна какая-то услуга, предоставление которой в бумажном варианте в МФЦ не предусмотрено, но она выведена на портал государственных услуг, то ее можно получить в наших центрах. Это можно сделать самостоятельно, а в случае затруднения попросить помощи у сотрудников МФЦ. Главное знать, какую услугу получать, а все необходимое оборудование - компьютеры, сканеры, принтеры - у нас есть».
В 2023 году в МФЦ появились новые услуги и сервисы. Заключено соглашение с Минюстом по проставлению апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации. Для жителей Херсона и Херсонской области предоставляются услуги, связанные с единовременной выплатой на обзаведение имуществом гражданам, и социальная выплата на приобретение жилых помещений.
Принимаются в Центрах и документы на ежемесячное пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, компенсацию родительской платы за детский сад. С начала туристического сезона появилась услуга по аттестации экскурсоводов, в настоящее время обязательность этой аттестации перенесли на 2024 год, но желающие уже есть. В начале месяца появилась услуга по отказу от сбора биометрических данных и отзыва такого отказа, а также установление секретного кода для идентификации гражданина для Социального фонда России.
На прошлой неделе было заключено соглашение с Департаментом Мировых судей. Теперь граждане области могут в МФЦ, в зоне СПС, направлять обращение через ГАС «Правосудие» не только в областной и районный суды, но и к мировым судьям.
Если говорить про новые сервисы, то все больше муниципальных МФЦ участвуют в проекте Точка доступа. Его смысл заключается в том, что каждый гражданин может обратиться в МФЦ и получить бесплатную юридическую и консультационную помощь у органов власти, юристов, адвокатов в режиме видеоконференции. В таком формате в нескольких МФЦ уже прошли заседания областного суда, где судья находился в Вологде, а участник процесса в МФЦ по месту жительства.
Совсем недавно МФЦ нашей области вошли в пилотный проект, связанный с «Цифровым помощником регистратора – Ева». Специалисты уже начали с ней работу. Задача помощника - сделать прием документов по услугам Росреестра проще.
Для удобства вологжан с МФЦ также предусмотрена система предварительной записи, которая позволяет гражданам заблаговременно спланировать дату и точное время своего визита в МФЦ. Записаться можно лично у администратора зала, по телефону колл-центра офисов МФЦ, а также на официальном сайте МФЦ в разделе «Личный кабинет» или мобильном приложении ведомства.
С момента открытия многофункциональные центры зарекомендовали себя как организации, где можно найти ответ на любой вопрос, и многие граждане и организации, если не знают куда обратиться, идут в МФЦ. С 2010 года количество предоставляемых услуг увеличилось с 92 до 193, количество обращений - с 87 тысяч до 900 тысяч обращений.
«В этом году Вологодская область вошла в лидирующую группу субъектов страны по эффективности работы МФЦ. Оценивалось большое количество показателей, разбитых на несколько групп: доступность получения услуг для горожан, качество, клиентоцентричность и сервис, уровень цифровых технологий при предоставлении услуг. Наши центры оказывают все обязательные услуги и функции из оптимального перечня, отмечена высокая доступность предварительной записи, возможность оплаты госпошлин, оценка качества услуг в терминалах, предоставление услуг в электронном виде в секторах пользовательского сопровождения», - отметил заместитель Губернатора Виталий Тушинов.
Напомним, по нацпроекту «Цифровая экономика», инициированному Президентом РФ, предоставление большей части госуслуг должно быть переведено в электронный вид для повышения их качества и доступности. В этих условиях МФЦ региона подстраивается под потребности населения для возможности оказания помощи заявителям в любой жизненной ситуации.