Правила провоза ручной клади российскими авиакомпаниями предусмотрены Воздушным кодексом Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 (далее – ФАП № 82).
Следует отметить, что перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, однако они не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.
Пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна.
Важно отметить, что авиакомпании вправе устанавливать ограничения как на вес ручной клади, так и габариты некоторых вещей, которые можно взять с собой. Законодательством установлено лишь следующее требование: норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее 5 кг на одного пассажира.
Не многие знают, что, помимо ручной клади, пунктом 135 ФАП № 82 предусмотрено право пассажира провозить без взимания дополнительной платы в качестве ручной клади и иные вещи, к которым, в частности, относятся:
- рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;
- букет цветов;
- верхняя одежда;
- детское питание для ребенка на время полета;
- костюм в портпледе;
- устройство для переноса ребенка (детская люлька, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка, габариты которых установлены правилами перевозчика, и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;
- лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;
- костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;
- товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика.
В определении Верховного Суда Российской Федерации № 305-ЭС22-25519 от 12.01.2023, указано, что установление перевозчиком ограничений по габаритам на дамскую сумку и портфель, а также установление максимальных суммарных габаритов ручной клади и вещей, перечисленных в пункте 135 ФАП № 82 (например, суммирование габаритов чемодана, перевозимого в качестве ручной клади, и дамской сумки), ограничивает право пассажира на провоз багажа без взимания дополнительной платы, ухудшает уровень обслуживания пассажиров и непосредственно нарушает их права. Следовательно, часто встречающееся требование сотрудника авиакомпании в аэропорту города вылета о помещении в калибратор одновременно всех вещей, находящихся при пассажире, неправомерно.
В случае нарушения прав потребителей при оказании услуг воздушной перевозки те граждане, которые понесли расходы, связанные, в том числе, и с провозом ручной клади, вправе предъявить претензии к авиакомпании и требовать как возмещения причиненных неправомерными действиями убытков, так и компенсации морального вреда.
Главный специалист-эксперт Сорокина Е.Н.