Об этом заявил Первый заместитель министра финансов России Леонид Горнин. Он сообщил о мерах государственной поддержки муниципальных образований – действующих и планируемых.
Это, например, бюджетные кредиты из федерального бюджета на замещение долговых обязательств по рыночным заимствованиям, казначейские кредиты (бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета), конкурс «Лучшая муниципальная практика», «смягчение» бюджетного законодательства, мониторинг исполнения бюджетов, «горизонтальные» субсидии между местными бюджетами участников городской агломерации в целях реализации совместных проектов.
О том, какая поддержка оказывается местным бюджетам в Вологодской области, рассказала заместитель Губернатора, начальник Департамента финансов области Татьяна Голыгина.
Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов в 2022 году увеличились по сравнению с 2021 годом на 1,7 млрд рублей и составили 18,1 млрд рублей. В бюджетах городских округов сконцентрировано по итогам 2022 года собственных доходов 9,3 млрд рублей, в консолидированных бюджетах муниципальных районов и округов – 8,8 млрд рублей
В течение 2022 года по сравнению с первоначально утвержденными параметрами местные бюджеты получили 2,3 млрд рублей дополнительных доходов, из них 64% заработали городские округа, 36% – муниципальные районы и округа.
«Удельный вес финансовой помощи местным бюджетам, предоставляемой из областного бюджета, значителен. Он составил почти треть от наших расходов – 39,5 млрд рублей в 2022 году. Поддерживать муниципалитеты, особенно в нынешних сложных социально-экономических условиях, – наша безусловная задача», – подчеркнула главный финансист области.
В форме субсидий на софинансирование органами местного самоуправления собственных социально-значимых расходных полномочий оказана финансовая поддержка местным бюджетам в сумме 14,5 млрд рублей. Основными направлениями софинансирования являются: реализация национальных проектов, содержание и ремонт автомобильных дорог, развитие инфраструктуры муниципальных образований.
Значительную долю в объеме межбюджетных трансфертов занимают субвенции на осуществление переданных муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий. В основном, это субвенции на обеспечение образования в муниципальных образовательных организациях и на выполнение отдельных полномочий в сфере образования. Объем субвенций в 2022 году составил 17,3 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 1,9 млрд рублей.
Для консолидации усилий по наращиванию налогового потенциала в Вологодской области широко применяется модель мотивации органов местного самоуправления к работе с собственными доходными источниками, повышению их экономической самостоятельности. Практикуется передача местным бюджетам налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе с целью замены дотации.
Впервые за последние годы исполнение местных бюджетов за 2022 год завершено без просроченной кредиторской задолженности.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов увеличена доля расходов местных бюджетов, формируемых в «программном» формате. В 2022 году данные расходы составили 54,9 млрд рублей, или 98,5% от общего объема.
В 2022 году проведена оценка качества управления финансами муниципальных районов и городских округов области по итогам работы муниципальных образований за 2021 год, по результатам которой составлен рейтинг муниципальных образований.
«В результате 16 муниципальных районов и городских округов получили оценку выше средней. В 2022 году по итогам оценки качества управления муниципальными финансами пять муниципалитетов набрали наибольшее количество баллов: Бабушкинский, Вытегорский, Грязовецкий и Кирилловский муниципальные районы и город Вологда. Им предоставлены иные межбюджетные трансферты на поощрение за качественное управление муниципальными финансами в сумме 1,0 млн рублей», – отметила Татьяна Голыгина.
Органам местного самоуправления рекомендуется принимать собственные меры для повышения доходной базы местных бюджетов:
– повышать эффективность администрирования доходов местных бюджетов;
– активизировать работу по выявлению потенциальных доходных источников;
– развивать экономику территорий;
– привлекать инвестиции;
– внедрять на практике рекомендованные Минфином России меры по обеспечению ускоренного роста доходной базы.
Подписывайтесь и будьте в курсе жизни региона!