Начисление процентов на остаток собственных денежных средств по счетам потребителей, к которым относятся текущие банковские счета (в том числе «карточные счета» и «накопительные счета») стимулирует потребителей размещать денежные средства в кредитной организации для получения дополнительного дохода.
При этом нередко кредитные организации для привлечения потребителей при продвижении накопительных продуктов акцентированно указывают на возможность получения процентов на остаток денежных средств, не указывая при этом на наличие менее привлекательных условий, непосредственно влияющих на размер дохода потребителя (например, зависимость процентной ставки от суммы или срока нахождения денежных средств на счете), а также на необходимость ознакомления с документами, закрепляющими указанные условия.
Вышеуказанные действия, в том числе вводят в заблуждение потребителей относительно получения необходимой и достоверной информации об оказываемых банковских услугах.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в т.ч. сведения об основных потребительских свойствах услуг, цену в рублях и условия приобретения услуг.
В связи с чем, для соблюдения прав и законных интересов потребителей кредитным организациям необходимо раскрывать полную и достоверную информацию о наличии условий, от соблюдения которых может зависеть размер получаемого потребителями по накопительным продуктам дохода.
В частности, при любых указаниях на размер процентных ставок, информацию об условиях, предусматривающих изменение процентных ставок по накопительным продуктам, рекомендуется раскрывать непосредственно вместе с информацией об их размере. Раскрывать данную информацию следует на сайтах кредитных организаций (на страницах соответствующих накопительных продуктов), в документах, содержащих условия по накопительным продуктам (в том числе выдаваемых потребителям на руки при открытии накопительных продуктов), а также в иных информационных материалах, используемых кредитными организациями при взаимодействии с потребителями.
Главный специалист-эксперт Кочина Е.П.