Микрофинансовые организации (далее – МФО) иногда вместе с займом предлагают много других сервисов — СМС-информирование о платежах, страхование жизни, здоровья, консультации юристов и др. Бывает, что стоимость всех дополнительных услуг оказывается почти такой же, как сумма, которую вы намеревались взять. Причем нередко плату за эти сервисы включают в сумму займа, и на нее тоже начисляют проценты. В результате долг значительно увеличивается. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, всегда обращайте внимание на размер займа — совпадает ли он с суммой, которую Вы запрашивали.
Тщательно изучайте индивидуальные условия займа — они содержатся на первых страницах договора, а также перечислены обязательные дополнительные услуги, которые Вы соглашаетесь оплатить при заключении договора, — они могут влиять на процентную ставку, размер займа или другие его параметры. В офисе МФО Вам могут дать целый пакет договоров на подпись. Или в процессе оформления онлайн-займа показать множество «спецпредложений» и попросить поставить галочку.
Поэтому нужно внимательно изучать все документы, которые нужно заверить, в том числе с помощью электронной подписи — например, кода из СМС. Особенно важно заявление о предоставлении потребительского займа. Рассмотрим подробнее, какие неожиданные расходы могут ждать заемщика и почему он имеет право от них отказаться.
Напоминаем, что следующие услуги МФО должны быть бесплатными: проверка банковской карты, проверка сведений о заемщике; анализ кредитной истории; комиссия за перевод денег на ваш счет.
Если МФО берет комиссию за услуги, которые должны быть бесплатными, сначала попробуйте уладить вопрос с самой микрофинансовой организацией. Объясните, что Вы не должны оплачивать эти услуги. Если компания настаивает, можете просто обратиться к другому кредитору. В случае, когда МФО уже списала с вас деньги, потребуйте их вернуть. В случае отказа, обращайтесь к финансовому омбудсмену. Он рассматривает обращения клиентов финансовых организаций бесплатно, а его решения имеют такую же силу, как и решения суда.
МФО вправе брать плату за СМС-информирование о приближающемся сроке платежа по займу, уведомления о внесенных суммах и остатке долга, страхование жизни и здоровья, подписки на услуги своих партнеров (юридическое сопровождение, телемедицина, экстренная техпомощь на дорогах и любые другие консультации и сервисы).
Потребитель вправе отказаться от ненужных платных услуг и потребовать назад уплаченные за них деньги в течение 14 дней с момента подписания договора на дополнительные услуги. Для отмены ненужного сервиса, Вы вправе подать заявление исполнителю услуги в свободной форме. Часто это можно сделать дистанционно — через сайт или мобильное приложение компании. К заявлению нужно приложить: копию паспорта, копии договора на услугу и документов об оплате, банковские реквизиты, если хотите получить деньги на счет. Компания обязана вернуть средства в течение 7 рабочих дней.
Если деньги так и не пришли, требуйте возврат у МФО, которая оформила вам этот договор. Заявление кредитору можно направить не раньше, чем через 30 дней после обращения к исполнителю услуг, но не позже 180 дней с этой даты.
Иногда кредиторы предлагают клиентам не индивидуальные договоры с поставщиком услуги, а присоединение к коллективному договору. В таких случаях нужно направлять заявление сразу в МФО, пока не закончился период охлаждения — 14 дней после покупки. После этого у МФО также есть 7 рабочих дней на выплату. Сумма возврата зависит от того, была ли вам оказана услуга или нет.
1. Вы еще не получали услугу — Вам вернут все деньги. Например, если СМС-информирование еще не началось.
2. Сервис уже начал работать — из суммы возврата вычтут оплату за те дни, которые прошли до подачи заявления об отказе. Чаще всего это касается подписок на юридические или медицинские консультации.
3. Услуга оказана полностью — ее стоимость не вернут. Например, у владельца полиса произошел страховой случай: расторгнуть договор он не сможет, но получит страховую выплату.
После периода охлаждения деньги за дополнительные услуги либо вообще не вернут, либо сумма возврата будет меньше, чем во время льготного периода. Все будет зависеть от условий Вашего договора с поставщиком сервиса.
Если Вы успели отменить услугу в период охлаждения, но ни МФО, ни ее партнеры не соглашаются на возврат денег, необходимо обращаться к финансовому омбудсмену.
Главный специалист-эксперт Сорокина Е.Н.