Банк России представил обзор недобросовестных практик в автокредитовании, выявленных им в ходе поведенческого надзора. В их числе (Информация Банка России от 21 октября 2024 г.):
-
продажи потребителю дополнительных платных услуг, при отказе от которых денежные средства не возвращаются / возвращаются частично;
-
невключение дополнительных услуг в заявление о выдаче кредита / заявление о дополнительных услугах;
-
предоставление скидки под условием покупки транспортного средства в кредит или приобретения дополнительных платных услуг (товаров, работ);
-
недобросовестные консультации потребителей, вводящие их в заблуждение относительно предусмотренных законом прав и гарантий;
-
предложение потребителям услуг с завышенной стоимостью по сравнению с сопоставимыми услугами.
Каждая из недобросовестных практик проиллюстрирована в обзоре примерами.
Кредиторам регулятор рекомендовал воздержаться от использования данных практик, а потребителям – рассказал, на что обращать внимание, чтобы не попасться на уловки недобросовестных банков и автосалонов. В частности, заемщикам рекомендовано руководствоваться следующим:
-
необходимо внимательно ознакомиться с заявлением о выдаче кредита / о дополнительных услугах и самостоятельно проставить отметки о согласии на приобретение только нужных услуг;
-
помнить, что, если заемщик согласен на страхование при оформлении автокредита (например, каско, страхование жизни и здоровья и другое), он не обязан соглашаться на услуги страховщика, предложенного банком. Потребитель может оформить страхование рисков, соответствующих условиям сделки, в любой компании, которая отвечает критериям банка;
-
в случае воспрепятствования праву на отказ от дополнительных услуг и возврат денежных средств потребитель вправе обратиться с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор, а также в Службу финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг или суд с соблюдением обязательного досудебного порядка.
Исп. Главный специалист-эксперт Сорокина Е.Н.